Тема.
Здоровьесберегающие
подходы к организации образовательного процесса в учреждении дошкольного
образования
В инструктивно-методическом
письме Министерства образования республики Беларусь к 2017/2018 учебному году
определены приоритетные направления деятельности системы дошкольного
образования в наступающем учебном году. Одним из приоритетных направлений
является обеспечение
здоровьесберегающего процесса в учреждениях дошкольного образования на основе
межведомственного взаимодействия:
сохранение и укрепление физического, психологического и
социального здоровья воспитанников;
профилактика детского травматизма;
обеспечение качественного взаимодействия с
территориальными организациями здравоохранения по совершенствованию медикопсихолого педагогического сопровождения
воспитанников.
Важнейшим
направлением работы с детьми дошкольного возраста является организация образовательного
процесса на принципах здоровьесберегающей системы.
Здоровьесберегающая
система - это стройная система мер, направленная на обеспечение и организацию
качественного образовательного процесса без причинения ущерба здоровью детей.
Здоровьесберегающая
система строиться на основополагающих принципах:
1. Принцип не нанесения вреда - одинаково
первостепенен и для медиков, и для родителей.
2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье
воспитанников и педагогов (все происходящее в образовательном процессе в
дошкольном учреждении должно оцениваться с позиции влияния на психофизическое
состояние и здоровье воспитанника и воспитателя).
3. Принцип триединого представления о здоровье
физическом, духовном, социальном. Педагоги хорошо понимают, что здоровье ребенка
определяется не только отсутствием болезней или физических дефектов, но и
благополучием физическим, душевным и социальным.
4. Принцип непрерывности и преемственности
(здоровьесберегающая работа проводится систематически, последовательно, как в
режимных моментах, так и в организованных видах детской деятельности).
5. Принцип субъективного взаимодействия с
воспитанниками (необходимость индивидуального подхода).
6. Принцип соответствия содержания и организации
процесса воспитания и обучения возрастным особенностям (риск перегрузок,
утомления от излишней сложности).
7. Комплексный, междисциплинарный подход
(медико-психолого-педагогическое сопровождение).
8. Принцип медико-психологической компетентности
педагога дошкольного учреждения (высокие требования к уровню психологической и
медико-валеологической грамотности и соответствующей перестройке сознания у
педагогов).
9. Общепедагогический принцип гармоничного сочетания
обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий (формы и
методы обучения здоровью, воспитания культуры здоровья, формирование здоровья).
10. Принцип приоритета позитивных воздействий над
негативными.
11. Принцип приоритета активных методов воспитания и
обучения.
12. Принцип отсроченного результата (на старте работы
запастись терпением и прослеживать динамику состояния развития и здоровья
ребёнка на протяжении пребывания в дошкольном учреждении).
13. Принцип контроля за результатами, основанного на
получении обратной связи (организация психолого-педагогического мониторинга
работы по охране жизни и укреплению здоровья детей).
Здоровьесберегающая
система в обязательном порядке предусматривает:
соблюдение
эколого-гигиенических условий;
психологический
комфорт;
распорядок дня,
отвечающий индивидуальным особенностям биоритмов организма ребенка;
оптимальную
двигательную активность в соответствии с возрастом ребенка и продолжительностью
не менее 50% от времени бодрствования.
Повышенного
внимания требуют укрепление нервной системы, охрана зрения, слуха, голоса, формирование
правильной осанки детей дошкольного возраста.
Основные идеи здоровьесберегающей системы (развивающей
педагогики оздоровления) реализуются в учебной программе дошкольного
образования, вариативных программах и методиках отечественных авторов (Шебеко
В.Н. «Физическая культура и развитие личности дошкольника»; пособия Шишкина
В.А. «Формы организации физического воспитания в детском саду», Шебеко В.Н.,
Логинова Т.Ю.,Шишикина В.А. «Любим бегать и прыгать», Мащенко М.В., Шишкина
В.А. «Какая физкультура нужна дошкольнику?» и многие другие).
Составной
и отличительной особенностью всей образовательной системы являются
здоровьесберегающие технологи. Поэтому
всё, что относится к образовательному процессу – характер обучения и
воспитания, содержание программного обеспечения, условия организации
образовательного процесса – имеет непосредственное отношение к проблеме
здоровья детей.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья
детей, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной
среды, направленныхна сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и
развития.
Педагоги по-разному понимают термин
«здоровьесберегающие технологии». Многие считают, что здоровьесберегающие
технологии это альтернатива педагогическим технологиям. Понятие
«здоровьесберегающая» – это качественная характеристика любой образовательной
технологии, когда в ходе получаемого ребенком образования не наносится ущерб их
здоровью.
Классифицируются здоровьесберегающие технологии по
доминированию целей и решаемых задач, а также используемых средств
здоровьесбережения и здоровьеобогащения детей. В связи с этим можно выделить
следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
медико-профилактические;
физкультурно-оздоровительные;
технологии обеспечения социально-психологического
благополучия ребёнка;
коррекционные;
здоровьесберегающие образовательные технологии.
Медико-профилактические технологии – технологии, обеспечивающие сохранение и улучшение
здоровья детей в соответствии с медицинскими требованиями и нормами. К ним относятся
следующие технологии: мониторинг здоровья дошкольников и разработка
рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания,
физического развития, закаливания дошкольников; организация
медико-профилактических мероприятий в детском саду (лечебный массаж; ЛФК;
физиотерапевтические процедуры и т.д.); обеспечение выполнения требований
СанНиП; организация здоровьесберегающей среды в учреждении дошкольного
образования. Реализацию этих технологий осуществляют, как правило, медицинские
и педагогические работники дошкольных учреждений.
Физкультурно-оздоровительные технологии – технологии, направленные на физическое развитие и
укрепление здоровья детей: развитие физических качеств, двигательной активности
и формирование физической культуры дошкольников. К ним относятся:
закаливание;
дыхательная гимнастика;
гимнастика для глаз;
пальчиковая гимнастика;
точечный массаж и самомассаж;
профилактика плоскостопия и формирование правильной
осанки;
физкультминутки;
релаксация;
динамические паузы;
физкультурные занятия;
занятия на тренажёрах;
посещение бассейна;
ритмопластика;
подвижные и спортивные игры и т.д.
Реализация этих технологий осуществляется
руководителями физического воспитания, воспитателями и другими специалистами, а
также педагогами дополнительного образования в условиях специально
организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приёмы этих технологий могут
широко использоваться педагогами и в совместной деятельности с детьми, а также
в самостоятельно.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психологическое и
социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий –
обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного самочувствия ребёнка в
процессе общения со сверстниками и взрослыми. К этому виду технологий относятся
технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в
дошкольном учреждении (тренинги, коммуникативные игры, этюды, психогимнастика и
т.д.). Реализацией данных технологий занимается педагог-психолог, педагог
социальный посредством специально организованной деятельности с детьми.
Коррекционные технологии –
технологии коррекционно-развивающей работы с детьми. К ним относятся:
арттерапия; сказкотерапия; психогимнастика; музыкотерапия; технологии
воздействия цветом; технологии коррекции поведения и т.д. Реализуются
педагогом-психологом и другими специалистами учреждения дошкольного образования
при условии прохождения специальной курсовой подготовки.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – технологии, при которых в ходе получаемого ребенком
образования не наносится ущерб их здоровью. К ним относятся технология «Первый
шаг», ТРИЗ-РТВ-технология, все технологии белорусских авторов (Старжинской
Н.С., Ходонович Л.С., Глазыриной Л.Д., Шишкиной В.А., Петрикевич А.А., Житко
И.В. и др.). Основной принцип данных технологий - учёт личностных особенностей ребёнка,
индивидуального темпа и ритма его развития, учёт детских интересов и
предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.
Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от
конкретных условий учреждения дошкольного образования, профессиональной
компетентности кадров, специализации учреждения, направления в работе
учреждения, показателей заболеваемости детей.
Совершенно очевидно, что сложная проблема обеспечения
здоровья детей дошкольного возраста не может быть решена ни только медицинскими
методами, ни только педагогическими или психологическими, а лишь посредством их
комплексного использования. Применение в работе здоровьесберегающих технологий
позволяет повысить эффективность образовательного процесса, сформировать у
педагогов, детей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение
и укрепление здоровья.
Обзор здоровьесберегающих технологий.
- Динамические
паузы –
во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для
всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя
элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в
зависимости от вида занятия.
- Подвижные
игры и элементы спортивных игр – как часть физкультурного
занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой, средней и высокой
степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются
в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.
- Релаксация – в любом
подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог
определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно
использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки
природы.
- Гимнастика
пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с
подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми
проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное
время).
- Гимнастика
для глаз
– ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от
интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется
использовать наглядный материал, показ педагога.
- Гимнастика
дыхательная
– в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание
помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости
носа перед проведением процедуры.
- Гимнастика
корригирующая (профилактические мероприятия) – в различных
формах физкультурно-оздоровительной работы (в группе и на прогулке). Форма
проведения зависит от поставленной задачи, контингента детей, имеющихся
отклонений в физическом развитии детей (плоскостопие, нарушение осанки).
Технологии обучения здоровому образу жизни:
- Занятие по
физической культуре – 2-4 раза в неделю в спортивном
или музыкальном залах и на прогулке. 1-я младшая группа – в группе, 10
мин. Младший возраст – 20 мин., средний возраст – 25 мин., старший возраст
– 30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.
- Коммуникативные
игры
– 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по
определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы,
этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
- Занятия из
серии «Уроки здоровья» -1 раз в неделю по 20-25 мин. со
среднего дошкольного возраста. Могут быть включены в качестве
познавательного развития в образовательные области «Ребёнок и общество»,
«Ребёнок и природа».
- Самомассаж. Проводится
в зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных
формах физкультурно-оздоровительной работы. Необходимо объяснить ребенку
серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не
нанести вред своему организму
- Точечный
массаж.
Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое
удобное для педагога время со старшего возраста. Проводится строго по
специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными
заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал
(специальные модули).
- Коррекционные
технологии
– проводятся специалистами учреждения дошкольного образования
(педагогом-психологом, учителем-дефектологом).
- Технологии
музыкального воздействия – в различных формах
физкультурно-оздоровительной работы. Используются в качестве
вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия
напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
- Арт-терапия. Сеансами
10-12 занятий по 30-35 мин начиная со средней группы. Программа имеет
диагностический инструментарий и предполагает ведение протоколов занятий.
Осуществляется специалистами учреждения дошкольного образования.
- Сказкотерапия – 2-4 раза
в месяц по 30 мин., начиная со старшего возраста. Занятия используют для
психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может
рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где
рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети
повторяют за рассказчиками необходимые движения.
- Технологии
воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза
в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета
интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой
ребенка (проводит педагог-психолог).
- Психогимнастика – 1-2 раза
в неделю со среднего возраста по 25-30 мин. Направлена на развитие и
коррекцию различных сторон психики ребенка.
Киевицкая Наталья Александровна, заместитель заведующего по основной деятельности государственного учреждения образования «Слонимский санаторный ясли-сад», руководитель районного методического объединения воспитателей дошкольного образования высшей квалификационной категории
8 (01562) 2-49-64;
e-mail: jasli-sad10sanatornyj@mail.ru
Комментарии
Отправить комментарий