Тема. Здоровьесберегающие подходы к организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования

В инструктивно-методическом письме Министерства образования республики Беларусь к 2017/2018 учебному году определены приоритетные направления деятельности системы дошкольного образования в наступающем учебном году. Одним из приоритетных направлений является обеспечение здоровьесберегающего процесса в учреждениях дошкольного образования на основе межведомственного взаимодействия:

сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья воспитанников;
профилактика детского травматизма;
обеспечение качественного взаимодействия с территориальными организациями здравоохранения по совершенствованию медико­психолого­ педагогического сопровождения воспитанников.
Важнейшим направлением работы с детьми дошкольного возраста является организация образовательного процесса на принципах здоровьесберегающей системы.
Здоровьесберегающая система - это стройная система мер, направленная на обеспечение и организацию качественного образовательного процесса без причинения ущерба здоровью детей.
Здоровьесберегающая система строиться на основополагающих принципах:
1. Принцип не нанесения вреда - одинаково первостепенен и для медиков, и для родителей.
2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье воспитанников и педагогов (все происходящее в образовательном процессе в дошкольном учреждении должно оцениваться с позиции влияния на психофизическое состояние и здоровье воспитанника и воспитателя).
3. Принцип триединого представления о здоровье физическом, духовном, социальном. Педагоги хорошо понимают, что здоровье ребенка определяется не только отсутствием болезней или физических дефектов, но и благополучием физическим, душевным и социальным.
4. Принцип непрерывности и преемственности (здоровьесберегающая работа проводится систематически, последовательно, как в режимных моментах, так и в организованных видах детской деятельности).
5. Принцип субъективного взаимодействия с воспитанниками (необходимость индивидуального подхода).
6. Принцип соответствия содержания и организации процесса воспитания и обучения возрастным особенностям (риск перегрузок, утомления от излишней сложности).
7. Комплексный, междисциплинарный подход (медико-психолого-педагогическое сопровождение).
8. Принцип медико-психологической компетентности педагога дошкольного учреждения (высокие требования к уровню психологической и медико-валеологической грамотности и соответствующей перестройке сознания у педагогов).
9. Общепедагогический принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий (формы и методы обучения здоровью, воспитания культуры здоровья, формирование здоровья).
10. Принцип приоритета позитивных воздействий над негативными.
11. Принцип приоритета активных методов воспитания и обучения.
12. Принцип отсроченного результата (на старте работы запастись терпением и прослеживать динамику состояния развития и здоровья ребёнка на протяжении пребывания в дошкольном учреждении).
13. Принцип контроля за результатами, основанного на получении обратной связи (организация психолого-педагогического мониторинга работы по охране жизни и укреплению здоровья детей).
Здоровьесберегающая система в обязательном порядке предусматривает:
соблюдение эколого-гигиенических условий;
психологический комфорт;
распорядок дня, отвечающий индивидуальным особенностям биоритмов организма ребенка;
оптимальную двигательную активность в соответствии с возрастом ребенка и продолжительностью не менее 50% от времени бодрствования.
Повышенного внимания требуют укрепление нервной системы, охрана зрения, слуха, голоса, формирование правильной осанки детей дошкольного возраста.
Основные идеи здоровьесберегающей системы (развивающей педагогики оздоровления) реализуются в учебной программе дошкольного образования, вариативных программах и методиках отечественных авторов (Шебеко В.Н. «Физическая культура и развитие личности дошкольника»; пособия Шишкина В.А. «Формы организации физического воспитания в детском саду», Шебеко В.Н., Логинова Т.Ю.,Шишикина В.А. «Любим бегать и прыгать», Мащенко М.В., Шишкина В.А. «Какая физкультура нужна дошкольнику?» и многие другие).
Составной и отличительной особенностью всей образовательной системы являются здоровьесберегающие технологи. Поэтому всё, что относится к образовательному процессу – характер обучения и воспитания, содержание программного обеспечения, условия организации образовательного процесса – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья детей, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленныхна сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Педагоги по-разному понимают термин «здоровьесберегающие технологии». Многие считают, что здоровьесберегающие технологии это альтернатива педагогическим технологиям. Понятие «здоровьесберегающая» – это качественная характеристика любой образовательной технологии, когда в ходе получаемого ребенком образования не наносится ущерб их здоровью.
Классифицируются здоровьесберегающие технологии по доминированию целей и решаемых задач, а также используемых средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения детей. В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
медико-профилактические;
физкультурно-оздоровительные;
технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка;
 коррекционные;
здоровьесберегающие образовательные технологии.
Медико-профилактические технологии технологии, обеспечивающие сохранение и улучшение здоровья детей в соответствии с медицинскими требованиями и нормами. К ним относятся следующие технологии: мониторинг здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания, физического развития, закаливания дошкольников; организация медико-профилактических мероприятий в детском саду (лечебный массаж; ЛФК; физиотерапевтические процедуры и т.д.); обеспечение выполнения требований СанНиП; организация здоровьесберегающей среды в учреждении дошкольного образования. Реализацию этих технологий осуществляют, как правило, медицинские и педагогические работники дошкольных учреждений.
Физкультурно-оздоровительные технологии – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья детей: развитие физических качеств, двигательной активности и формирование физической культуры дошкольников. К ним относятся:
закаливание;
дыхательная гимнастика;
гимнастика для глаз;
пальчиковая гимнастика;
точечный массаж и самомассаж;
профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки;
физкультминутки;
релаксация;
динамические паузы;
физкультурные занятия;
занятия на тренажёрах;
посещение бассейна;
ритмопластика;
подвижные и спортивные игры и т.д.
Реализация этих технологий осуществляется руководителями физического воспитания, воспитателями и другими специалистами, а также педагогами дополнительного образования в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приёмы этих технологий могут широко использоваться педагогами и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельно.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психологическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий – обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми. К этому виду технологий относятся технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в дошкольном учреждении (тренинги, коммуникативные игры, этюды, психогимнастика и т.д.). Реализацией данных технологий занимается педагог-психолог, педагог социальный посредством специально организованной деятельности с детьми.
Коррекционные технологии – технологии коррекционно-развивающей работы с детьми. К ним относятся: арттерапия; сказкотерапия; психогимнастика; музыкотерапия; технологии воздействия цветом; технологии коррекции поведения и т.д. Реализуются педагогом-психологом и другими специалистами учреждения дошкольного образования при условии прохождения специальной курсовой подготовки.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – технологии, при которых в ходе получаемого ребенком образования не наносится ущерб их здоровью. К ним относятся технология «Первый шаг», ТРИЗ-РТВ-технология, все технологии белорусских авторов (Старжинской Н.С., Ходонович Л.С., Глазыриной Л.Д., Шишкиной В.А., Петрикевич А.А., Житко И.В. и др.). Основной принцип данных технологий - учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуального темпа и ритма его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.
Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от конкретных условий учреждения дошкольного образования, профессиональной компетентности кадров, специализации учреждения, направления в работе учреждения, показателей заболеваемости детей.
Совершенно очевидно, что сложная проблема обеспечения здоровья детей дошкольного возраста не может быть решена ни только медицинскими методами, ни только педагогическими или психологическими, а лишь посредством их комплексного использования. Применение в работе здоровьесберегающих технологий позволяет повысить эффективность образовательного процесса, сформировать у педагогов, детей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.
Обзор здоровьесберегающих технологий.
  • Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
  • Подвижные игры и элементы спортивных игр – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.
  • Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
  • Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
  • Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
  • Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
  • Гимнастика корригирующая (профилактические мероприятия) – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы (в группе и на прогулке). Форма проведения зависит от поставленной задачи, контингента детей, имеющихся отклонений в физическом развитии детей (плоскостопие, нарушение осанки).
Технологии обучения здоровому образу жизни:
  • Занятие по физической культуре – 2-4 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах и на прогулке. 1-я младшая группа – в группе, 10 мин. Младший возраст – 20 мин., средний возраст – 25 мин., старший возраст – 30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.
  • Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
  • Занятия из серии «Уроки здоровья» -1 раз в неделю по 20-25 мин. со среднего дошкольного возраста. Могут быть включены в качестве познавательного развития в образовательные области «Ребёнок и общество», «Ребёнок и природа».
  • Самомассаж. Проводится в зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму
  • Точечный массаж. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули).
  • Коррекционные технологии – проводятся специалистами учреждения дошкольного образования (педагогом-психологом, учителем-дефектологом).
  • Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
  • Арт-терапия. Сеансами 10-12 занятий по 30-35 мин начиная со средней группы. Программа имеет диагностический инструментарий и предполагает ведение протоколов занятий. Осуществляется специалистами учреждения дошкольного образования.
  • Сказкотерапия – 2-4 раза в месяц по 30 мин., начиная со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.
  • Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка (проводит педагог-психолог).
  • Психогимнастика – 1-2 раза в неделю со среднего возраста по 25-30 мин. Направлена на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка.

 Киевицкая Наталья Александровна, заместитель заведующего по основной деятельности государственного учреждения образования «Слонимский санаторный ясли-сад», руководитель районного методического объединения воспитателей дошкольного образования высшей квалификационной категории

8 (01562) 2-49-64;







Комментарии

Популярные сообщения из этого блога