Тема. Организация и индивидуализация образовательного процесса с учетом особенностей здоровья обучающихся.
                                                                     
Задача сохранения и укрепления здоровья воспитанников является приоритетной в системе дошкольного образования. Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро.  Многолетние исследования и анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста позволяют говорить о его ухудшении. Количество здоровых детей не превышает 15-20 %, увеличивается число функциональных отклонений практически у каждого ребёнка. Отмечается число хронических заболеваний, которые диагностируются уже в 3-5-летнем возрасте.

Высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и другие неблагоприятные факторы требуют выработки определённой комплексной системы в работе по оздоровлению детей начиная с дошкольного детства.
Решение названной проблемы приобретает первостепенную актуальность и значимость, что обусловлено рядом причин:
необходимостью организации образовательного процесса по физической культуре и жизнедеятельности воспитанников с учётом специфики их заболеваний и рекомендаций медицинских работников;
важностью внедрения научно-обоснованных здоровьесберегающих технологий и методик в образовательный процесс учреждений дошкольного образования.
Педагогическим коллективом государственного учреждения образования «Слонимский санаторный ясли-сад»  накоплен  определенный опыт работы по физическому развитию,  оздоровлению и здоровьесбережению  детей дошкольного возраста.
Методические рекомендации по проведению физкультминуток с воспитанниками с ослабленным здоровьем
Во время занятий у воспитанников с ослабленным здоровьем быстро наступает утомление, ослабевает внимание, снижается работоспособность и интерес к заданиям. Одним из эффективных профилактических средств борьбы с этими явлениями служит проведение физкультминутки.
Физкультминутки являются одной из форм активного отдыха, которая благоприятно влияет на восстановление и укрепление нервной системы, снимая у детей утомление, возникающее в результате продолжительной однообразной деятельности. Выполнение физических упражнений вызывает активную работу органов кровообращения и дыхания, что способствует повышению улучшению умственной деятельности воспитанников, предупреждая возникновение утомления.
 Физкультминутки помогают воспитанникам, страдающим нарушениями осанки, опорно-двигательного аппарата, имеющим проблемы с моторикой, координацией движений, плохо ориентирующимся в пространстве. Эти состояния негативно сказываются на общем физическом развитии и состоянии здоровья, могут привести к гиподинамии. Поэтому физкультминутки являются средством переключения внимания воспитанников на другой вид деятельности, повышения их работоспособности.
Физкультминутки проводятся на начальном этапе утомления. Все упражнения должны быть просты по координации движений, веселыми, знакомыми и интересными для воспитанников, разными по форме и содержанию, включать упражнения на разные группы мышц. Продолжительность физкультминутки на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста  3-4 минуты., во время перерыва между занятиями 10-12 минут.
Требования к проведению физкультминуток:
детям должно быть удобно выполнять движения;
упражнения должны выполняться по возможной амплитуде;
следует учитывать степень утомления детей (увеличивать или уменьшать продолжительность упражнений).
С воспитанниками с ослабленным здоровьем физкультминутки на занятиях необходимо проводить чаще, чем со здоровыми детьми – до 2-3 раз.
С этой целью необходимо заранее составить специальные комплексы упражнений, содержание которых должны составлять 3-4 упражнения с поворотами туловища, с движениями рук и ног, активизирующих работу мышц.
Содержание комплексов включает простые, знакомые детям упражнения для мышц плечевого пояса, туловища и ног (поднимание рук вверх, круги, сгибание и разгибание рук, потягивания, приседания и полуприседания, наклоны туловища вперед, назад, в стороны и т.п.).
Варианты проведения физкультминуток с воспитанниками могут быть с включением:
общеразвивающих упражнений для крупных мышц, которые несли продолжительное время статическое напряжение (мышцы спины, живота, плеч, рук, таза). Закончить эту форму физкультминутки можно танцевальными движениями или подскоками. Каждое упражнение, которое включено в содержание комплексов повторяется для воспитанников 5-7 лет – 5-6 раз;
подвижных игр малой интенсивности («Затейники», «Запрещенное движение», «Мы топаем ногами» и др.) в дозировке – 2-3 повторения.
дидактических игр с движениями таких, как «Вершки и корешки», «Зажги фонарик», «Когда это бывает?», «К названному цветочку беги!» и др., связанных по содержанию с тематикой занятия по определенной образовательной области («Ребенок и общество», «Ребенок и природа», «Изобразительное искусство» и др.)
танцевальных движений под музыкальное сопровождение. По показу педагога и самостоятельно дети изображают движения зверей, птиц, явления природы (танцы снежинок, падающих листьев). Продолжительность движений составляет 3-4 минуты.
 двигательных заданий и имитационных движений. Например, отгадав загадку о персонаже, дети могут изобразить отгадку движениями (как скачет зайчик, прыгает лягушка, скачет лошадка и т. д.),  могут показать, как летит самолет, едет машина, передать повадки животных (кошка крадется, змея ползет, птичка клюет зернышки). Двигательную часть задания можно провести в форме задания-загадки: «Кто лазает по деревьям?», «Кто живет в лесу?» и др.
В работу по разучиванию физкультминуток могут быть привлечены родители. Для этого можно поместить перечень физкультминуток на месяц в информационный уголок для родителей в раздел «Учите с нами».
Методические рекомендации по проведению подвижных игр
с воспитанниками с ослабленным здоровьем
В двигательном режиме воспитанников, в том числе с ослабленным здоровьем подвижные игры занимают ведущее место, т.к. они компенсируют гиподинамию и удовлетворяют потребности воспитанника в движении.
Подвижные игры необходимо рассматривать как основную двигательную деятельность воспитанников с ослабленным здоровьем. Они могут планироваться и проводиться в разное время дня в соответствии с распорядком дня каждой возрастной группы. Наиболее целесообразно проводить подвижные игры на открытом воздухе во время прогулки.
Продолжительность подвижных игр зависит от их содержания, характера, условий, количества играющих, возраста и физической подготовленности воспитанников.
Оптимальная продолжительность подвижных игр на прогулке для воспитанников:
от 5 до 7 лет- 10-14 мин.
В содержание подвижных игр для воспитанников с ослабленным здоровьем следует включать простые, хорошо усвоенные воспитанниками упражнения, такие движения, как ходьба, бег, равновесия, ползание, метания, прыжки, а также упражнения с предметами (мячами,  скакалками, обручами, кубиками т.п.).
С воспитанниками от 5 до 7 лет с ослабленным здоровьем разучивают подвижные игры как без сюжета, так и с сюжетом.
Бессюжетные игры применяют с элементами ходьбы, бега, прыжков и проводят в форме соревнования.
Интересны воспитанникам от 5 до 7 лет командные игры, такие, как игры-эстафеты. В них общий результат команды зависит от действий каждого участника.
В содержание подвижных игр для воспитанников от 5 до 7 лет следует включать элементы спортивных игр, таких, как волейбол, футбол, бадминтон, настольный теннис.
Подвижные игры для воспитанников от 5 до 7 лет с ослабленным здоровьем необходимо проводить во время утренней и вечерней прогулок, в течение всего года, на открытом воздухе. Это оказывает эффективное воздействие на здоровье ребенка, повышает сопротивляемость к простудным заболеваниям.
В холодное время года организация подвижных игр с воспитанниками  строится на введении активных движений, ходьбу, бег с большей интенсивностью, которые усиливают работу органов кровообращения и дыхания. Тем самым ребенка с ослабленным здоровьем предохраняют от простудных заболеваний.
В дождливую погоду подвижные игры с воспитанниками с ослабленным здоровьем проводят на закрытой веранде, в спортивном зале.
Для успеха в проведении подвижных игр педагогу важно:
 правильно объяснять игру воспитанникам: коротко и четко- правила, выразительно – содержание, действия- показом. Необходимо объяснить значение выполнения правил игры, т.к. хороший результат может быть не зачтен, если они нарушены. Такой подход воспитывает у ребенка чувство ответственности, честности, дисциплинированность,
 контролировать действия воспитанников в игре и добиваться участия в ней всех детей. В конце игры необходимо подвести итог, объявить победителей, поощрить наиболее активных участников,
 общаться с воспитанниками во время проведения подвижных игр, эмоционально откликаться на их действия, объективно анализировать игровые действия, поощрять за соблюдение правил,
 назначать водящим как активных детей, так и малоподивжных воспитанников. Использовать для назначения водящих считалки, стараться, чтобы в роли водящего при проведении комплекса игр побывало как можно больше воспитанников,
 Кратковременное выбывание (до окончания игры) допустимо в старших возрастных группах. Однако с новым повторением выбывшие воспитанники снова включаются в игру.
В процессе проведения подвижных игр особое внимание следует уделять дозировке физической нагрузки, которую следует строго регулировать и ограничивать как в индивидуальном порядке, так и для всех детей группы.
Существуют различные методические приемы варьирования степени физической нагрузки в подвижной игре:
1.  Уменьшение или увеличение продолжительности игр. Игровые действия с прыжками должны занимать в два раза меньше времени, чем подвижные игры с бегом, лазанием и др.
2.  Уменьшение или увеличение числа повторений одной и той же игры. Однако следует помнить, что любую игру нужно закончить раньше, чем этого захотят дети.
3.   Уменьшение или увеличение использования паузы для отдыха или динамических дыхательных упражнений.
4.  Уменьшение или увеличение темпа  и амплитуды движений в игре.
5.  Перевод утомившихся и ослабленных детей на менее активные роли, предоставление возможности проявлять инициативу, активность здоровым детям, не имеющим противопоказаний.
6.  Регулирование педагогом интонации при проведении игры. Например, более мягкий, негромкий тон педагога, без особых командных интонаций успокаивает детей. Использование командного тона, свистка, музыки повышает эмоциональную и физическую нагрузку.
Специфика организации физкультурных занятий
с воспитанниками с ослабленным здоровьем
Следует отметить, что методика проведения физкультурных занятий с воспитанниками с ослабленным здоровьем с одной стороны – не отличается от традиционной, а с другой – имеет свою специфику, выраженную:
 в индивидуально-дифференцированном подходе в процессе выполнения физических упражнений в зависимости от характера заболевания конкретного ребенка  и рекомендаций врача,
 в постепенном повышении и снижении физической нагрузки, в увеличении продолжительности вводной и заключительной частей физкультурного занятия,
 в последовательном освоении программного материала с увеличением периода обучения тем или иным двигательным действиям и  включением их в содержание большего количества занятий.
Систематическое осуществление индивидуально-дифференцированного подхода на физкультурных занятиях с учетом специфики заболеваний детей является одним из основных условий повышения эффективности обучения, а благодаря механизмам оздоровительного действия  физических упражнений можно расширять функциональные возможности растущего  организма без ущерба для его здоровья.
Вместе с тем, особенности проведения физкультурных занятий с воспитанниками с особенностями здоровья заключаются не только в реализации индивидуально-дифференцированного подхода, но и в постепенном повышении и снижении физической нагрузки с целью выработки механизмов срочной и долговременной адаптации к мышечной работе.
Постепенное повышение физической нагрузки регулируется изменением количества, продолжительности, интенсивности и темпа выполняемых упражнений. Для ослабленных воспитанников следует расширить период «врабатывания» за счет увеличения вводной части занятия на 1-1,5 мин путем включения в ее содержание разнообразных дыхательных упражнений, разных вариантов ходьбы, подвижных игр с ходьбой, упражнений на внимание.
В основной части физкультурного занятия интенсивные нагрузки целесообразно чередовать с малыми нагрузками, а также с периодами активного отдыха со снижением пульса на 20-30%.
Применяя бег или подвижные игры с элементами бега на физкультурных занятиях, следует проявлять большую осторожность в дозировке с учетом физической подготовленности ребенка, его реакции и физическую нагрузку и рекомендаций врача. Следует помнить, что продолжительность непрерывного бега малой и средней интенсивности для воспитанников 5-7 лет  - до 2 мин, длина дистанции в беге на скорость –20-30 м.
Вместе с тем, циклические упражнения, например бег в чередовании с ходьбой умеренной интенсивности значительно улучшает работу органов дыхания и сердечнососудистой системы, оказывая благоприятное воздействие на организм воспитанников с ослабленным здоровьем.
По мнению Т.Л. Богиной, ослабленные дети нуждаются не столько в снижении общего объема физической нагрузки, хотя на определенный период это ограничение необходимо, сколько в обеспечении комплекса медико-педагогических условий, в которых осуществляется их двигательная деятельность. Эти условия должны способствовать постепенному повышению активности детей, увеличению интенсивности характера их деятельности, обеспечивающей совершенствование выносливости и тренированности организма. Создание нужных условий должно одновременно способствовать определению и реализации для каждого ребенка индивидуальной «зоны ближайшего развития». Как правило, дети, имеющие даже незначительные функциональные отклонения в состоянии здоровья, чаще всего характеризуются отставанием и в двигательном развитии.
Именно поэтому процесс обучения воспитанников с особенностями здоровья  основным видам движений имеет свою специфику, направленную как на уменьшение дозировки, так и на облегчение условий выполнения того или иного двигательного действия (меньшая высота снаряда, надежная страховка, облегченные исходные положения, подготовительные и подводящие упражнения и др.).
При обучении физическим упражнениям необходимо строго соблюдать дидактические принципы последовательности, постепенности и доступности, придерживаясь следующих правил: «от простого к сложному», «от известного к неизвестному». Замедленное усвоение учебного материала у ослабленных воспитанников требует от педагога более подробного и частого объяснения двигательных заданий, а от детей многократного их повторения на последующих занятиях.
Таким образом, представленные методические рекомендации позволят педагогам грамотно планировать физкультурные занятия с воспитанниками санаторного детского сада от 3 до 7 лет и проводить их с учетом возрастных особенностей, состояния их здоровья, уровня физической подготовленности на высоком организационно-методическом уровне.
Рекомендации по осуществлению индивидуально-дифференцированного подхода на физкультурных занятиях с учетом специфики наиболее распространенных заболеваний воспитанников.
Воспитанникам с заболеваниями органов дыхания показаны:
 физические нагрузки циклического характера средней и малой интенсивности (ходьба, бег, катание на велосипеде, самокате и др.);
 общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов в чередовании с дыхательными упражнениями, упражнениями на осанку и расслабление мышц;
 упражнения, способствующие усилению выдоха (наклоны, повороты), вдоха (поднимание и опускание рук);
 упражнения для укрепления мышц шеи, рук, груди, брюшного пресса.
В содержание  физкультурных занятий следует включать дренажные упражнения для лучшего отхождения мокроты и упражнения на тренировку диафрагмального дыхания (на вдохе выпятить живот, а на выдохе медленно его втянуть), стараясь удлинять время выдоха вдвое по отношению к вдоху; подвижные игры с ходьбой, бегом, прыжками в чередовании с динамическими дыхательными упражнениями.
Учитывая слабую физическую подготовленность и пониженную работоспособность детей с заболеваниями органов дыхания на физкультурных занятиях им необходимо ограничить силовые нагрузки, интенсивный бег, исключить упражнения с задержкой дыхания и натуживанием.
Воспитанникам с заболеваниями сердечнососудистой системы для усиления притока крови к сердцу, увеличения силы сердечных сокращений, улучшения общей работоспособности  будут полезны:
общеразвивающие упражнения с предметами, на предметах, у предметов в чередовании с динамическими дыхательными упражнениями;
 силовые нагрузки с доступным отягощением и сопротивлением;
 дозированная ходьба, бег малой и средней интенсивности на короткие дистанции;
 упражнения на диафрагмальное дыхание, звуковая гимнастика с произнесением звуков и слогов на выдохе; 
 упражнения для плечевого пояса, мышц нижних конечностей в исходных положениях сидя и лежа;
 упражнения на тренировку вестибулярного аппарата и функции равновесия;
 подвижные игры малой и средней интенсивности с ходьбой, бегом, ползанием, лазанием, метанием предметов вдаль и в цель.
При проведении физкультурных занятий воспитанникам с заболеваниями сердечно-сосудистой системы следует ограничить нагрузку на выносливость, снизить продолжительность и интенсивность бега, прыжков, подвижных игр и игровых заданий с бегом и прыжками.
Воспитанникам с заболеваниями органов пищеварения  будут полезны:
 упражнения с чередованием сокращения и расслабления мышц тазового дна, брюшного пресса, усиливающие приток крови к органам брюшной полости;
 статические и динамические упражнения на тренировку грудного и диафрагмального дыхания, оказывающие массирующее воздействие на печень, желудок, кишечник;
упражнения для повышения внутрибрюшного давления и улучшения кровообращения в брюшной полости (наклоны, повороты туловища, сгибание-разгибание конечностей в разных исходных положениях – сидя, стоя, лежа);
 упражнения в расслаблении, понижающие тонус мышц желудка, кишечника.
Воспитанникам с заболеваниями органов пищеварения  следует ограничить интенсивные упражнения на мышцы брюшного пресса и спины, прыжковые задания (прыжки в длину и в высоту, спрыгивание с высоты, перепрыгивание через предметы и др.) и подвижные игры с прыжками.
Воспитанникам с заболеваниями почек показаны:
общеукрепляющие упражнения для мышц шеи, рук, спины, подвижные игры и игровые упражнения малой и средней интенсивности;
 упражнения для мышц брюшного пресса и спины, диафрагмы и тазового дна, улучшающие  почечное кровообращение.
При проведении физкультурных занятий в первую очередь необходимо предупредить переохлаждение или перегрев организма воспитанников с заболеваниями почек, использовать закаливающие свойства внешней среды очень осторожно, исключить кувырки, резкие изменения положения тела, упражнения высокой интенсивности (бег, прыжки) или умеренные по интенсивности, но чрезмерно продолжительные, вызывающие общее утомление нагрузки.
Воспитанникам с нарушениями зрения для развития тренировки зрительного внимания, координации движений, пространственной ориентации  будут полезны:
 общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами;
 специальные упражнения для мышц шеи и спины, улучшающие кровоснабжений глазных мышц (плавные, без рывков наклоны, повороты, вращения);
 циклические виды движений малой и средней интенсивности (ходьба, бег, лазание);
 упражнения, связанные со зрительным контролем движущихся предметов: игры с мячами разных диаметров (бросание, ловля, метание вдаль и в цель);
 элементы спортивных игр (теннис, бадминтон, хоккей, футбол, городки).
упражнения для профилактики сопутствующих физических отклонений (нарушения в развитии осанки и стопы).
Воспитанникам с нарушениями зрения следует исключить прыжки в длину, в высоту, с высоты, кувырки, резкие наклоны и изменения положения тела, силовые нагрузки.
При проведении физкультурных занятий с воспитанниками, имеющими отклонения в здоровье особое внимание необходимо уделять формированию навыка правильной осанки и профилактике плоскостопия, т.к. дефекты в развитии опорно-двигательного аппарата являются сопутствующими при большинстве хронических заболеваний со стороны сердечнососудистой системы, органов дыхания, пищеварения, зрения.
Для воспитанников с нарушениями осанки будут полезны:
 упражнения, тренирующие выносливость и гибкость мышц спины (наклоны, повороты корпуса, прогибание и выгибание корпуса в упоре на коленях, прогибание корпуса в исходных положениях лежа на спине и животе и др.)
 упражнения, укрепляющие мышечный корсет (с гимнастическими палками, набивными мячами мешочками, обручами и др.);
 упражнения на укрепление мышц брюшного пресса и связочно-мышечного аппарата нижних конечностей (ходьба с разным положением рук, с высоким подниманием бедра, на носках, в полуприседе; поочередное поднимание ног в исходном положении лежа на спине (прямых и со сгибанием в тазобедренном суставе); имитация езды на велосипеде в разных исходных положениях (сидя, лежа на спине) и др.);
 упражнения, вырабатывающие мышечное чувство правильного положения тела (упражнений в равновесии, балансировании на подвижной неподвижной опоре; упражнения, выполняемых без зрительного контроля; упражнения, с удержанием предметов на голове; упражнения в ползании, лазании и др.)
В работе с воспитанниками с нарушениями осанки с осторожностью следует применять, ограничить или исключить (в зависимости от рекомендаций врача) упражнения в подсоках, прыжках, статические силовые упражнения и силовые упражнения с чрезмерным отягощением, висы.
В работе с воспитанниками, имеющими нарушения в развитии стопы, особое внимание следует уделять наличию у них противопоказаний к выполнению отдельных физических упражнений. Например, если у ребенка плоскостопие, ему противопоказана спортивная ходьба, ходьба на пятках, босиком по мягкой основе; полезна ходьба «по-медвежьи» с постановкой стоп внутрь. Для воспитанников, имеющих «О-образные ноги» (остаточные проявления рахита), наоборот противопоказана ходьба «по-медвежьи», но полезны упражнения на сведение коленных суставов. При «Х-образных» ногах нецелесообразны прыжки с зажатым между колен мячом, набивным  мешочком, а полезны ходьба с постановкой стоп внутрь, упражнения в исходном положении сед, согнув ноги скрестно.
Специфика проведения утренней гимнастики с воспитанниками с особенностями здоровья
Утренняя гимнастика обеспечивает организованное начало дня, дает возможность переключить внимание детей на совместные формы деятельности. Она направлена главным образом на поднятие эмоционального тонуса, активизацию деятельности организма ребенка. Важным компонентом утренней гимнастики является музыкальное сопровождение. Оно повышает эффективность физических упражнений, создает ощущение психологического комфорта.
1. При проведении утренней гимнастики с ослабленными детьми  не рекомендуется резкое увеличение или уменьшение физической нагрузки, бег должен постепенно переходить в ходьбу, во время бега следует избегать внезапных остановок (это приводит к падению артериального давления в сосудах мозга, что может вызвать обморочное состояние).
2. С осторожностью нужно включать в комплекс наклоны и повороты. При этом необходимо следить за общим состоянием ребенка (отмечать признаки физического утомления – учащенное дыхание, покраснение кожи лица и шеи, слабость, потливость).
3. Уменьшать количество повторений интенсивных движений, особенно таких, как прыжки (на месте и с продвижением вперед, со скакалкой), элементы акробатических упражнений (например, «велосипед»).
4. При выборе дозировки физических упражнений индивидуально-дифференцированный подход требует учитывать уровень физической подготовленности детей (со средними или низкими показателями).








Методические рекомендации разработаны на основании психолого–педагогических исследований:
о значении физического воспитания как одного из важных условий эффективности всего образовательного процесса (П.Ф. Лесгафт, Е.А. Аркин, Е.И. Леви-Гориневская, А.И. Быкова);
         об оздоровительных аспектах влияния физических упражнений на организм детей с различными отклонениями в состоянии здоровья (Н.Т. Лебедева, Т.Ю. Логвина, Г.А. Нарскин, В.Н. Корзенко, Н.С. Мартынюк, Н.Э. Власенко);
         о системе профилактики и коррекции отклонений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного и младшего школьного возраста (Г.И. Нарскин);
         о системе закаливания детей в детском саду и семье с использованием различных средств по сезонам года (В.Н. Корзенко);
о комплексе эффективных мероприятий (физкультурных санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических) по оздоровлению часто и длительно болеющих детей в условиях учреждений образования (Н.Т. Лебедева).


Киевицкая Наталья Александровна, заместитель заведующего по основной деятельности государственного учреждения образования «Слонимский санаторный ясли-сад»
8 (01562) 2-49-64;
e-mail: jasli-sad10sanatornyj@mail.ru
















































Комментарии

Популярные сообщения из этого блога